Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




3.2. Интеллектуальная практика и гуманизация образования

Начатое обсуждение позволяет понять, что применимость предлагаемых подходов широка и охватывает весьма разнообразные <по сути все> стороны жизни, далеко выходящие за пределы более узких научно-образовательных проблем как таковых. А понять это важно сразу, поскольку из обсуждения идеи универсализации образования в п.1 могло сложиться впечатление, что применимость этой идеи ограничена сферой естественных наук и технологий, причем это относится к ориентации на высшее или даже элитное высшее образованию и лишь в малой степени влияет на образование в самом широком смысле.

Формы компактного представления знаний через выявление взаимосвязей исходных утверждений и основанных на них возможностей в форме строго доказанных следствий или других более слабо мотивированных результатов делают любые знания более ясными и понятными, а потому облегчают восприятие в любой области знания, способствуют повышению квалификации обучающегося и обучающего и к тому же непосредственно повышают эффективность использования знаний. Использование таких представлений /процедур с такими свойствами гораздо более гуманно по отношению к обучающемуся, чем использование традиционных обучающих процедур, при которых суть обсуждаемого менее понятна. Не это ли прямой путь действительной гуманизации образования?

Отметим, что помимо непосредственного, т.е. первичного эффекта использования более ясных и понятных представлений, есть также и вторичный эффект, который не менее значим, особенно в области гуманитарных наук и гуманитарной сфере - в экономике, законодательстве и т.д. Сформулированные в явном виде связи используемых понятий направляют на формирование более рациональной среды использования этих понятий.

Одновременно выявление логической структуры гуманитарных знаний делает их более доступными с точки зрения распространения на них тех идей и методов, которые были столь успешно использованы в точных науках. <В частности, весьма обнадеживает с этой точки зрения построение весьма эффективной (по прогностическим способностям в сравнении с возможностями экономики в обычном понимании) экономики живого организма после выявления подобных связей в биологии [книжка]>.

Еще одна важная область применения - это интеллектуальная практика в целом.

Представления в виде логических схем дает основу для нового этапа разделения труда во всей интеллектуальной сфере. Разделение труда на предшествующем этапе - это получение рукописного или устного текста, а затем его оформление с дополнением рисунками, таблицами и т.п. Сейчас (когда набрать любой текст на компьютере для самого автора не составляет труда с сравнении с написанием или надиктовкой <а в действительности, как правило, существенно облегчает фиксацию первичного текста в лучшей для дальнейшего употребления форме>
) более актуально другое разделение, основываясь на том, что нахождение аргументов и выявление логики требует одной квалификации (квалификации исследователя), а оформление разработанных/найденных/полученных логических построений, представленных в промежуточной форме логической схемы, в более подробном и более понятном для широкой аудитории виде требует совсем другой квалификации (квалификации стилиста, журналиста и писателя). далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама